13 июля 2020 - 19:05

Вы здесь

Учителя Челябинской области в годы Великой Отечественной войны

Летом 1941 – го война пришла в каждый дом. С первых ее дней усилия всей страны были направлены на помощь фронту, на приближение Победы. Особая миссия выпала на долю педагогов, которым пришлось не только давать знания подрастающему поколению, но и воспитывать истинных патриотов в суровых условиях войны. 

Большая часть типовых школьных зданий в городах области была оборудована под госпитали, рабочие общежития, воинские части. Из-за нехватки помещений школы перешли на занятия в три, а то и четыре смены. Увеличился и отсев учащихся: перед войной в школах учились 299 тысяч человек, а в 1943/44 учебном году за парты сели всего 194 тысячи ребят. Многие подростки встали к станкам или ушли в ремесленные училища. Однако закон о всеобщем среднем образовании, несмотря ни на что, старались выполнять. К концу войны в области появятся новые школы, восстановится и наполняемость классов…

 В эвакуации

А пока в школах области остро ощущался дефицит педагогических кадров – ведь многие учителя были мобилизованы в действующую армию, некоторые ушли на предприятия. В 1943/44 учебном году в области работали 6734 учителя. В общей сложности не хватало 250 учителей! Из тех, кто остался, более 40% были молодыми, неопытными, со стажем работы по специальности 1 – 5 лет. 

Оставлял желать лучшего и образовательный уровень учителей: среди работающих в начальных классах среднее педагогическое образование имели 66, 3 %, общее среднее – 15,3 %, не имели среднего образования – 23,º3%.

На долю учителей 5 – 10-х классов приходилось всего 27, 9 % педагогов с высшим образованием, с незаконченным высшим – 31,7%. 40,4 % не имели высшего образования вообще. 

Решение кадровой проблемы в некоторой степени стало возможно после эвакуации в нашу область учителей из прифронтовых областей РСФСР и с запада нашей страны. Все они разделили тяготы военного времени не только со своими учениками, но и с местным населением. По данным облоно на 1 января 1944 г. были эвакуированы 670 учителей. При этом многие из них работали не по специальности, другие по мере освобождения оккупированных территорий уезжали на Родину. Через год численность учителей, эвакуированных в нашу область, сократилась до 356 человек. 

Все они прибыли на Южный Урал из разных мест. Больше всего учителей приехали из Ленинградской области (73); из Московской (27), из Смоленской (18) и др. Из Крымской АССР, которая в 1940-е годы еще входила в состав РСФСР, эвакуировались 4 человека, и работали они в основном в Октябрьском районе.

Немало учителей прибыло из Украинской ССР – 117 человек эвакуировались из Одесской, Полтавской, Черниговской, Тернопольской, Ворошиловградской и др. областей, из Киева, Харькова, Днепропетровска, Житомира… Многие из них обосновались в Троицке, Магнитогорске, Копейске, в Аргаяшском и Чебаркульском районах.

В списке учителей, эвакуированных из Белорусской ССР – 51 преподаватель биологии, географии, физики, истории и др. В некоторых районах области работали также учителя из Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы, Карело-Финской ССР.

Конечно, эвакуированные из западных областей учителя в какой-то мере устранили недостаток в педагогических кадрах. Однако все они в разной степени владели русским языком, имели свои особенности и в отношении педагогической подготовки. Все это не могло не отразиться на учебном процессе и потребовало особой дополнительной работы с этими кадрами.

 

Курсы для учителей

Вообще работа с учительскими кадрами велась в области на протяжении всей войны. Например, для замены выбывающих по мобилизации в действующую армию учителей областной отдел народного образования организовал краткосрочные курсы преподавателей. 

В течение 1943/44 учебного года в области работали 7-месячные курсы для учителей начальной школы (300 человек) и 8-месячные – для учителей неполной средней школы (210 человек). Но и этого было мало, поэтому на 12-й сессии облисполкома обсуждался вопрос о необходимости проведения разъяснительной работы среди учащихся 9 – 10 классов с тем, чтобы заинтересовать их в учебе на педагогических курсах. 

Большое внимание уделялось усовершенствованию подготовки учителей в педагогических училищах и институтах, а также в системе заочного педагогического образования. В начале лета 1944 года облисполком принял специальное решение о проведении летней учебно-экзаменационной сессии учителей и воспитателей детских домов. В решении совершенно конкретно говорилось о необходимости учитывать потребности студентов-заочников в трудное военное время. Председатели исполкомов были обязаны предоставить помещения для учебы и общежитий, создать заочникам нормальные бытовые условия. Заведующие рай (гор) оно должны были проследить за отправкой на сессию всех учителей, не имеющих соответствующего образования. Кроме того, предлагалось: 

«…4. Облторготделу, трестам столовых обеспечить на время сессии заочников питанием по нормам для рабочих промышленности, транспорта и связи.

5. Обязать зав. областнымкарточнымбюро т. Анисимова выдать учителям-заочникам рейсовые карточки на весь период сессии. 

6. Обязать КОГИЗ (т. Мезавецкого) выдать для заочников 10 тыс. тетрадей по разнарядке облоно.

7. Просить начальника ЮУЖД т. Гундобина дать указание по всем станциям и разъездам о внеочередном отпуске билетов студентам-заочникам на сессию и обратно по месту работы».

 

Подарки на фронт

Все военные годы в области не прекращалась исследовательская и научно-педагогическая работа. Например, в июле 1943 года в Троицке состоялась научно-педагогическая конференция, посвященная вопросам воспитания сознательной дисциплины школьников и развития самостоятельности учащихся в процессе обучения. 

Предпринятые меры позволили повысить уровень профессионального образования учителей. За годы войны Челябинский государственный пединститут подготовил 414 учителей, благодаря чему к концу 1944/45 учебного года на Южном Урале количество учителей с высшим образованием увеличилось в 1,5 раза.

Как и всем труженикам тыла, учителям в годы войны пришлось много работать для укрепления обороны, помогать Красной Армии. В июле 1942 года бюро обкома ВКП (б) приняло постановление о мобилизации во время летних каникул трех тысяч городских и сельских учителей – коммунистов и комсомольцев – для работы в колхозах. Предполагалось, что одновременно они будут участвовать и в агитационно-массовой работе на селе. Но и без таких специальных решений учителя с первых дней войны становились добровольными помощниками во всех благих делах, как на селе, так и в городе. Например, в 1943 году в Кыштыме в заготовке топлива для школ города наряду с родителями и шефами с механического завода активное участие принимали учителя города. 

Активно помогали фронту и троицкие учителя. На их счету 500 пар отремонтированных рукавиц, 2 000 пар белья и 60 кубометров заготовленных дров.также они собрали на вооружение Красной Армии 98 210 рублей, послали более 4 тысяч подарков на фронт. И таких примеров очень много…

Работа учителя, с одной стороны, неприметна, скрыта за повседневными заботами. Зато результаты этого многогранного труда убедительно говорят о той большой роли, которая отведена учителю – учить, воспитывать, просвещать… 

О том, какую большую работу в помощь фронту провели школьники Челябинской области вместе со своими учителями видно из отчёта облоно «Об учебно-воспитательной работе школ за 1943-44 год»: «По неполным данным за 3 года Отечественной войны учащимися и учителями области: выработано в колхозах 5 136 182 трудодня. Заработано в совхозах 580 тыс. руб. Для детей фронтовиков собрано 328 492 руб. и 10 602 предмета одежды и обуви. Собрано 10 1430 кг лекарственных трав, дикорастущих растений. В фонд обороны собрано 10 304 797 руб. и на 1 210 194 руб. облигаций. Билетов денежно-вещевой лотереи закуплено на 613 223 руб. Послано посылок на фронт 63 644. Металлолома собрано 8 307,5 тонн чёрного и 32 772 кг цветного. В освобожденные районы собрано 48 760 руб., 10 870 тетрадей, 21 605 учебников, 18 598 предметов одежды, обуви, домашнего обихода и 590 посылок. Тёплых вещей и подарков для фронтовиков собрано 941 543». 

Участие и роль учителей Челябинской области в этих благих делах очевидна, и ее невозможно переоценить.

 

Е. П. Турова, заведующая отделом публикации и научного использования документов ОГАЧО