Константин Иванович, с сентября 2015 года начал работу новый состав комитета Законодательного Собрания по экологии и природопользованию, Вы возглавили комитет впервые. Как оцениваете работу комитета в прошлом году и собираетесь ли что-то менять?
Депутаты комитета прошлого созыва провели большую работу по совершенствованию законодательства области в сфере природопользования, обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, развития минерально-сырьевой базы области. Считаю, что необходимо сохранить преемственность в работе комитета.
Что касается перемен, они диктуются темпами развития нашего промышленного региона, можно сказать, сама жизнь заставляет вносить коррективы в работу, поэтому деятельность комитета будет строиться в соответствии с реалиями жизни.
Какие вопросы из рассмотренных комитетом в 2015 году Вы бы назвали наиболее значимыми?
Из принятых Законодательным Собранием можно отметить изменения, внесённые в Закон Челябинской области «О пользовании недрами на территории Челябинской области». Первые изменения обусловлены тем, что к полномочиям области отнесено распоряжение участками недр, содержащими подземные воды с объёмом добычи не более 500 куб. метров в сутки. Наша задача – установить порядок подачи заявок и их рассмотрения.
Перед принятием закона проведена оценка его регулирующего воздействия на субъектов предпринимательской деятельности. Предпринимательское сообщество высказалось, что закон не будет оказывать избыточной нагрузки на их деятельность. Так, с 1 апреля 2015 года выданы 62 лицензии на право пользования подземными водами, а значит, сократилось количество нелегальной добычи и пополнился бюджет.
Ещё одно изменение в этот Закон наделяет Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области правом на создание и ведение областного фонда геологической информации о недрах. До принятия закона в фонды поступала информация, полученная в результате изучения и разведки недр, которые производились только за счёт бюджетных средств. Недропользователи самостоятельно распоряжались данными, полученными за счёт собственных средств. С 1 января 2016 года у них возникла обязанность предоставлять сведения в единый фонд геологической информации, а это, безусловно, важно для нашей области. Полная информация о запасах недр позволяет более оперативно выдавать лицензию на добычу полезных ископаемых или не разрешить таковую на определённом участке – сохранить его пока нетронутым, если, например, на соседнем уже ведётся подобная разработка.
Известно, что в своём ежегодном ПосланииФедеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин обозначил основные проблемы, требующие решения. Вопросы охраны окружающей среды, затронутые в Послании, находят своё отражение в работе комитета?
Безусловно. Президент в Послании говорил о том, что в российское законодательство постоянно вводятся поправки, которые диктуют жесткие экологические стандарты, призванные стимулировать предприятия внедрять так называемые наилучшие доступные технологии.
На январском заседании комитета с участием представителей министерств и федеральных ведомств депутаты обсудили вопрос о внедрении наилучших доступных технологий в организациях Челябинской области. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает применение наилучших доступных технологий на предприятиях, чья деятельность оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду. А это производства по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства и другие, которые являются основными видами экономической деятельности в нашей области.
Наилучшая доступная технология (НДТ) - это технология производства продукции, выполнения работ, которая учитывает современные достижения науки и техники и позволяет при условии наличия технической возможности её применения добиться комплексного предотвращения и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Использование устаревших технологических агрегатов и технологий, не отвечающих современным экологическим стандартам – а степень износа основных фондов в Челябинской области составляет более 50 процентов, - не позволяет существенным образом улучшить состояние окружающей среды.
Сегодня в Российской Федерации стоит задача обеспечения комплексного подхода к внедрению НДТ как в рамках экологической, так и промышленной политики, а также совершенствование системы государственного регулирования на основе НДТ. И если новые производства этим требованиям соответствуют, то для того, чтобы модернизировать старые предприятия, внедрить на них НДТ, необходимо будет инвестировать сотни миллионов долларов.
Федеральный закон предусматривает переход организаций на НДТ до 2020-2025 гг., т.к. действующие предприятия, оснащённые устаревшим оборудованием, не в состоянии в короткие сроки провести модернизацию. Однако переход на экологически сберегающие технологии, неизбежен: в противном случае, предприятия будут вынуждены платить штрафы в стократном размере – очевидно, что эти суммы превысят траты на модернизацию.
Стоит отметить, что в целях обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду промышленные предприятия Челябинской области за счет собственных средств уже выполнили природоохранные мероприятия в 2013 году на сумму 3,62 млрд. рублей, в 2014 году – 3,52 млрд. рублей, в 2015 году – 3,66 млрд. рублей.
Для более эффективного решения вопросов, связанных с переходом на принципы наилучших доступных технологий и реализацией иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, уже сейчас при Законодательном Собрании области формируется временная комиссия, куда войдут депутаты нашего комитета, представители ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области», Управления Росприроднадзора по Челябинской области, Министерства экологии.
Надеемся, что начатая сейчас работа по внедрению наилучших доступных технологий на предприятиях Челябинской области - в соответствии с тезисом В.В. Путина - станет «инструментом постоянного обновления базовых отраслей».
Константин Иванович, ситуация с НМУ вызывает беспокойство жителей Челябинской области всё чаще и чаще. Что делает комитет для охраны здоровья населения и окружающей среды, в том числе и атмосферного воздуха?
Периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), безусловно, являются ситуациями, требующими особого внимания и особо тщательного контроля.
К сожалению, растёт количество дней в году, когда возникают НМУ, например, четыре года назад оно составляло не более 70 в год, сейчас - больше 160 дней. Практически каждый третий день в Челябинске становится неблагоприятным! В указанные периоды резко увеличивается количество обращений граждан на загрязнение атмосферного воздуха. В такие периоды предприятия должны снижать выбросы в приземном слое атмосферы от 15-20% до 40-60% в зависимости от степени опасности. Однако возникновение периодов НМУ не является основанием для проведения внеплановой проверки предприятий, которые производят выбросы в атмосферу.
В связи с этим отмечу огромную важность поддержанного Законодательным Собранием решения нашего комитета обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Представленный в ГД проект федерального закона предлагает добавить к основаниям для проведения внеплановой проверки поступление информации о НМУ, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха второй и третьей степени опасности, что позволит контролирующим органам проводить внеплановые проверки при наступлении неблагоприятных метеорологических условий. Уверен: это заставит предприятия внимательней относиться к требованиям соблюдать мероприятия по снижению выбросов!
Надо отметить, что работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ организованы в 10 городах Челябинской области, мониторинг ведётся на 15 стационарных постах государственной сети наблюдения.
Однако нельзя забывать и о том, что выбросы от автотранспорта составляют около 300 тысяч тонн в год – а это почти 30 процентов от общего количества! Из года в год растёт количество машин на дорогах области, и пока, к сожалению, нет комплексного решения этой проблемы.
Вопросы пожарной безопасности так же, как и в предыдущем созыве, остаются в повестке работы комитета экологии?
Безусловно. Депутаты ежегодно рассматривают информацию об обеспечении пожарной безопасности и планах по развитию пожарной охраны на территории Челябинской области.
В 2015 году на обеспечение пожарной безопасности в области было предусмотрено 458 млн. рублей. В прошедшем году введены в эксплуатацию отдельный пост 5-й пожарно-спасательной части в городе Челябинске; подразделения пожарной службы в селе Дробышево Троицкого района; двух пожарных частей в селе Новобурино Кунашакского района и поселке Арчаглы-Аят Варенского района; двух постов добровольных пожарных в Октябрьском и Каслинском районах.
В 2015 году на территории Челябинской области всеми видами пожарной охраны было потушено более 4 тысяч пожаров, при этом спасено 1989 человек.
Отрадно, что растёт число пунктов пожарной охраны, особенно на территориях с небольшим количеством жителей. Так, открытие в 2015 году новой пожарной части в селе Дробышево позволило защитить от пожаров 16 населенных пунктов с населением 7,2 тысячи человек. На сегодняшний день обеспечена противопожарная защита всех организаций с круглосуточным пребыванием людей.
Отмечу, что по данным Главного управления МЧС России по Челябинской области в пределах нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны к месту вызова находится 1128 населенных пунктов Челябинской области (это 88,4% от их общего количества), в которых проживает 96,4% населения Челябинской области. За счет развития областной противопожарной службы и добровольной пожарной охраны к 2019 году планируется обеспечить нормативную противопожарную защиту 94 % населенных пунктов области, в которых проживает 99 % населения области.
Комитет рекомендовал Главному управлению МЧС России по Челябинской области продолжать работу, направленную на повышение уровня обеспечения пожарной безопасности, а министерству экологии - увеличить количество областных подразделений пожарной службы Челябинской области до необходимого количества в соответствии с расчетной численностью личного состава, продолжить их оснащение современной пожарной техникой, главам муниципальных образований создавать условия для организации добровольной пожарной охраны, содержать в надлежащем состоянии источники противопожарного водоснабжения, продолжать противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Все мы понимаем, как опасен огонь - и в области делается всё, чтобы не допустить возникновения пожаров и минимизировать потери от чрезвычайных ситуаций, связанных с ними.
Вода, как и огонь, может стать источником чрезвычайных ситуаций . Какая работа ведётся по предотвращению чрезвычайных ситуаций в сфере водообеспечения населенных пунктов Челябинской области?
Ежегодно депутаты комитета экологии заслушивают информацию о мерах по обеспечению пропуска весеннего половодья и паводков на территории Челябинской области. На предстоящем мартовском заседании вместе с представителями Главного управления МЧС России по Челябинской области и министерства экологии будем рассматривать ситуацию с обеспечением безаварийного пропуска воды весной 2016 года.
Комитет экологии продолжает работу по сокращению количества гидротехнических сооружений (ГТС), представляющих опасность для населения и объектов экономики Челябинской области в случае возникновения аварийной ситуации. Так, в 2015 году выполнены реконструкция ГТС Нязепетровского водохранилища и капитальный ремонт ГТС Миньярского водохранилища, в результате чего объекты приведены в безопасное техническое состояние, а также проведены проектно-изыскательские работы по реконструкции ГТС Верхне-Кыштымского водохранилища. Работа по ремонту и реконструкции ГТС ведётся в области не первый год, и она необходима, чтобы сохранить жизни людей, не допустить разрушения жилых домов, предприятий и затопления сельхозугодий.
В целях обеспечения безаварийного пропуска весеннего половодья и паводков 2015 года была сформирована группа, насчитывающая 11093 человека, оснащенная 1653 единицами техники и 111 единицами плавательных средств, создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на сумму 52,7 млн. рублей; были запланированы и проведены предупредительные мероприятия по искусственному ослаблению льда на водных объектах в Ашинском, Брединском, Варненском, Кусинском муниципальных районах и Троицком городском округе.
И надо отметить, что в нашей области все службы, отвечающие за безопасность во время половодья и паводка, готовятся ответственно, и притом не в канун весеннего тепла, а в течение всего года.
Комитет экологии держит на контроле и вопросы состояния питьевой воды, в частности проблему ухудшения качества воды в источниках питьевого и хозяйственно-бытового назначения в период весеннего половодья и паводков на территории области. В результате рассмотрения информации Управления Роспотребнадзора по Челябинской области комитет выносит решения о мерах, направленных на обеспечение населения питьевой водой гарантированного качества.
Какие законодательные изменения произошли в сфере обращения с промышленными и бытовыми отходами?
Проблема сбора, переработки промышленных и бытовых отходов и их вторичного использования остро стоит во многих регионах России, в том числе, и в Челябинской области. И очень важно, чтобы областные власти имели все полномочия и финансовые возможности для решения этих вопросов.
Напомню, что с 2015 года производители и импортеры товара или продукции должны обеспечить их утилизацию или уплатить экологический сбор в бюджет Российской Федерации. Средства этого сбора будут расходоваться в виде субсидий субъектам РФ на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами, подготовку проектной документации по строительству объектов для утилизации и обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
Однако, чтобы появилась реальная возможность разработать и реализовать такие региональные программы, областным властям необходимо иметь полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления. Важным шагом этом направлении стали изменения, внесённые в Закон области «Об отходах производства и потребления».
С 1 января 2016 года федеральным законом компетенция субъектов Российской Федерации дополнена новыми полномочиями в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. До принятия изменений данное полномочие относилось к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальных органов. Принятый закон также разграничивает полномочия между Правительством и министерствами области.
Правительство и министерства области получают также полномочия на организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; полномочия на разработку и утверждение территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; на проведение конкурсного отбора региональных операторов и на утверждение инвестиционных и производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Сейчас серьёзной экологической проблемой являются свалки бытовых отходов и отсутствие полигонов для их размещения. В Челябинской области, например, менее 50 процентов домовладений охвачены централизованным сбором, при этом ежегодно на 1–2 процента растёт количество отходов. Считаю, что действие этого закона поможет привлечь финансовые средства из федерального бюджета и станет рабочим инструментом в решении проблем с твёрдыми бытовыми отходами.